19 ноября 2023

 Тема недели: «Дикие животные и их детёныши»

Программное содержание: 

Формирование лексико–грамматических категорий:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка-белочка);

- образование множественного числа существительных в именительном  падеже (волк - волки);

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе(голодный волк);

- употребление существительных с суффиксами:

 –онок, -ёнок;

- согласование числительных с существительными;

- употребление притяжательных местоимений: мой, моя, моё  (моя лиса, мой медведь)

 Развитие связной речи: 

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка-белочка);

- образование множественного числа существительных в именительном  падеже (волк - волки);

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе(голодный волк);

- употребление существительных с суффиксами: –онок, -ёнок;

- согласование числительных с существительными;

- употребление притяжательных местоимений: мой, моя, моё (моя лиса, мой медведь)

Образовательная деятельность в семье: 

- рассматривание иллюстраций с изображениями животных наших лесов, закрепление названий и обобщающего понятия «дикие животные»;

- посещение с ребёнком зоопарка, беседа об увиденных животных;

- обсуждение их внешних признаков, повадок, чем они питаются, как добывают пищу, как называется их жилище;

- загадки о животных наших лесов;

- просмотр мультфильмов с участием диких животных, обсуждение особенностей поведения животных (лиса хитрая, волк злой);

- лепка или рисование  диких животных с обязательным проговариванием частей их тела (У лисы длинная морда, короткие лапы, пушистый хвост);

- отгадывание загадок о диких животных;

- чтение детям: русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей», К.И. Чуковский «Айболит».

Пальчиковая гимнастика  

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки: 
(Сжимание и разжимание кулачков.)

Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку. 
(Складывание пальцев.)

Упражнение на координацию речи с движением: 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Дети показывают ушки.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Дети показывают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал-

Зайка   прыг и убежал.

(Дети прыгают и садятся).




12 ноября 2023

 Тема недели: «Домашние животные и их детёныши»

 Программное содержание:

 Формирование лексико–грамматических категорий:

- закрепление обобщающего понятия «домашние животные»;

- образование существительных с помощью  суффиксов  - онок,- ёнок, –ат, ят ( козлёнок, козлят);

- согласование числительных с существительными  (счет в пределах пяти; один котенок – два котёнка - пять котят);

- образование множественного числа существительных (корова – коровы);

- согласование существительных и прилагательных в роде и числе  (пушистый, котенок, маленькие козлята);

- закрепление в речи простых предлогов (на, с, в, из,под, за);

- согласование существительных с местоимениями (мой, моя, моё, мои);

- формирование звукоподражательных глаголов (кошка мяукает, собака лает).

Развитие связной речи:

- составление простых предложений из 2- 3 слов

 (с использованием иллюстраций);

-  составление рассказов-описаний, загадок-описаний  из 2-3 предложений (с использованием иллюстраций, игрушек);

- составление предложений с однородными сказуемыми (котенок лакает, играет, мяукает);

- составление предложений с однородными подлежащими (на лугу пасутся коровы, телята, козы, козлята).

Образовательная деятельность в семье:

- рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей;

- закрепление названий и обобщающего понятия  «домашние животные»;

-  рассматривание игрушек   домашних животных;

- обсуждение их внешних признаков, повадок, чем они питаются, кто за ними ухаживает, как называются их жилища; 

-  подбор признаков и действий;

- отгадывание  загадок;

- раскрашивание картинок и обведение трафаретов;

- чтение детям:

Б.Поттер «Сказки о кролике Питере»,

М.Яснов «Я учу котенка»,

С.Маршак«Перчатки»,

японская сказка «Как собака друга искала»,

английская сказка  «Три поросенка»,

норвежская сказка «Соломенный бычок-смоляной бочок».

Пальчиковая гимнастика 

 «Повстречались два котёнка»

Повстречались два котенка:

 «Мяу – мяу». 

(На каждую фразу соединять одноименные пальцы левой и правой рук  по одному начиная с мизинца.)

Два щенка: «Ав – ав»,

Два жеребёнка: «И-го-го»,

Два телёнка, два быка:

«Му-у, смотри, какие рога!»

(Показать «рога», одновременно выпрямив указательные и большие пальцы.)

 Упражнение на координацию речи с движением: 

Бу –бу,  (Два прыжка.)

Я рогатый. («Рожки» из пальчиков.)

Бу –бу,  (Два прыжка.)

Я хвостатый. («Хвостик» из руки за спину.)

Бу – бу,  (Два прыжка.)

Я ушастый. («Ушки» из ладошек».)

Бу –бу, (Два прыжка.)

Очень страшный. («Рожки» из пальчиков.)

Бу – бу, (Два прыжка.)

Испугаю. («Рожки» из пальчиков.)

Бу –бу, (Два прыжка.)

Забодаю. («Бодаются».)



 

06 ноября 2023

                                          Уважаемые родители! Тема недели с 7 ноября по 10 ноября «Мебель» 

Программное содержание:

Формирование лексико-грамматических категорий:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кровать-кроватка);

- образование множественного числа существительных в именительном  падеже

(шкаф-шкафы);

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

- согласование числительных с существительными;

- употребление притяжательных местоимений: мой, моя, моё (мой стул);

-употребление в речи простых предлогов: на, с, в, из, по  (Я достану куклу из шкафа).

Развитие связной речи:

- обучение составлению распространенных предложений с опорой на картинки;

-составление рассказа-описания по вопросам;

-закрепление умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

 

Образовательная деятельность в семье: 

- рассматривание предметов мебели, закрепление названий и обобщающего понятия «мебель»;

- экскурсия в мебельный магазин, беседа о том, из каких частей состоит мебель;

- лепка, рисование, аппликация мебели;

-отгадывание загадок о мебели;

-чтение детям: Русская народная сказка «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом». 

-заучивание стихотворения:

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в  квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Пальчиковая гимнастика 

 «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в  квартире.

(Ритмичное сжимание и разжимание кулачков.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

(Складывание пальчиков, начиная с больших, на каждое название мебели.)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Ритмичное попеременное хлопанье в ладоши и постукивание кулачками.) 

Упражнение на координацию речи с движением: 

Утром в магазин пойдём,  

(Ходьба на месте.)

Мебель там приобретём:

Высокий шкаф 

(На носочки, руки вверх.)

И табурет,

(Приседания.)

Кровать – на ней нам будет мягко спать.

(Сложенные ладони под левую щёку.)

Купим стул

И стол большой

(Руки в стороны.)

И отвезем  к себе домой.

(Крутить воображаемый  руль.)



30 октября 2023

Уважаемые родители!

Тема этой недели: «Игрушки»

Программное содержание:

 Формирование лексико–грамматических категорий:

- закрепление обобщающего понятия (игрушки);

- образование множественного числа существительных (кубик – кубики);

- образование существительных с помощью уменьшительно–ласкательных суффиксов

(дом -  домик);

- согласование существительных и прилагательных в роде и числе  (круглый мяч, моя кукла);

- согласование существительных и  числительных «один», «два», «три» (один мяч, два мяча, три мяча);

- подбор признаков и действий к существительным  (мяч – красный, круглый, большой, резиновый..;

мяч – кидают, ловят, катают..);

- закрепление в речи простых предлогов (в, из, на, под, за, с, у, к).

Развитие связной речи:

- составление простых предложений из 4-5 слов по игрушкам, картинкам;

- составление рассказов-описаний,

загадок-описаний из 2-3 предложений.

Образовательная деятельность в семье:

- рассматривание с ребенком различных игрушек, закрепление названий и обобщающего понятия «игрушки»;

-посещение магазина игрушек;

- беседа о том, из чего сделаны игрушки, из каких частей состоят;

- выбор в магазине новой игрушки;

- подбор признаков и действий;

- составление загадок-описаний игрушек;

- раскрашивание картинок игрушек и обведение трафаретов;

- чтение детям:

А.Барто «Игрушки», С.Маршак «Мяч», В. Осеева «Игрушки», Р.Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках». 

Пальчиковая гимнастика 

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидит:

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

(Загибают поочередно все пальчики)

И веселый  Чиполино, 

И котенок, и слоненок.   

Раз, два, три, четыре, пять

(Разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате.

(Попеременно хлопают в ладоши)

Мы игрушки сосчитать. 

(Стучат кулачками)
 

Упражнение на координацию речи с движением:

«Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик.

 (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два и мы поскачем.

(Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Девочки и мальчики  

Прыгают как мячики.

(Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе).    

22 октября 2023

 Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем тему:

«Народная культура и традиции» («Одежда»)

Программное содержание:

Формирование лексико-грамматических категорий:

-    образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (брюки - брючки);

- образование формы множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах (платье – платья, рубашка – много рубашек);

-   согласование  числительных «один», «два»,  «много» с существительными (одна куртка, две куртки, много курток);

- упражнение в подборе существительных к действию (надевать - платье, куртку, брюки);

 - употребление простых предлогов «в», «на», «с», «из» (на полке, в шкафу, из шкафа);

- упражнение в употреблении слов с противоположным значением (чистый - грязный);

- упражнение в согласовании  слов в предложении в роде, числе, падеже (Мама купила платье).

Развитие связной речи:

- составление простых предложений из 2-3 слов по демонстрации действия, по картинке;

- повторение за взрослым рассказа-описания из 2-3 предложений  об одежде;

- упражнение в составлении рассказа-описания, загадки-описания  из 2-3 предложений;

- упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы из 2-3 слов.

         Образовательная деятельность в семье:

- рассматривание совместно с ребенком предметов различной одежды, закрепление  названий и обобщающего понятия «одежда»;

- посещение с ребёнком  магазина «Одежда», беседа о том, какую одежду там продают;

- закрепление в словаре ребенка названия  деталей различной одежды;

- уточнение, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться, поощрение самостоятельности ребёнка, тренировка его в застёгивании и расстегивании пуговиц;

- каждый раз, помогая ребёнку одеваться и раздеваться, побуждать его называть предметы одежды и комментировать свои действия: «Наденем рубашку. Застегнём брюки.»  и т.д.;

- чтение детям: Н. Носов «Заплатка», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», братья Гримм «Храбрый портняжка».

 

Пальчиковая гимнастика  «Помощники»:

В таз воды я наливаю.          (Сжимать-разжимать кулаки.)

И одежду достаю.                  (Хватательные движения.)

Свои вещи постираю             (Потереть кулачки.)

И в порядок приведу.           (Встряхнуть руками.)

Мылом мылю я носочки,     (Водить кулачком по ладошке.)

Крепко трутся кулачки.         (Тереть кулачки друг о друга.)

Сполосну носочки ловко      (Двигать кистями рук вправо-влево.)

И повешу на веревку.            (Поднимать руки вверх, кисти сгибаем.)

Мама очень удивится.          (Развести руки, пожать плечами.)

Будет мной она гордиться.  (Обнять себя.)

 

Упражнение на координацию речи с движением:

У рубашки два манжета,        (Показать манжеты на двух руках.)

Воротник                                 (Показать воротник.)

И рукава,                                 (Провести по рукавам.)

И застежка есть, чтоб легче  (Показать застежку снизу  вверх.)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем,              (Имитация застегивания пуговиц.)

А потом гулять пойдем.         (Маршировать.)




15 октября 2023

 Тема недели "Я-человек" (Части тела человека)

Программное содержание:

Формирование лексико-грамматических категорий:

- расширение словарного запаса и уточнение значения слов, обозначающих названия  частей тела человека;

- введение в лексикон детей обобщающего словосочетания

«части тела»;

- образование формы множественного числа имен существительных в И. и Р. падеже (рука – руки, много рук);

- образование  существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (нога – ножка);

- подбор слов-признаков и действий к существительным

(руки (какие?) – большие, маленькие… (что делают?) – рисуют, лепят, бросают…);

- согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;

- обучение правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида (рисовал — нарисовал);

- согласование числительных с существительными «один», «два» (одна рука, две руки).


Развитие связной речи:

- развитие умения правильно строить простые распространенные предложения;

- описание внешнего вида куклы Оли.


         Образовательная деятельность в семье:

- закрепление названий частей тела человека;

- беседа  о  гигиене, здоровье, как его беречь, зачем  беречь;

- заучивание пальчиковой гимнастики 

«Мой мизинчик, где ты был?»;

- отгадывание загадок  о частях тела;

- собирание пазлов, разрезных картинок, кубиков;

- игры с куклами;

- раскраски  по теме;

- чтение и заучивание потешек  «Водичка, умой моё личико», «Точка, точка..»,  «С добрым утром, глазки» и др.;

- чтение детям:

К.Чуковский «Мойдодыр».